logotype
hello and welcome on olmezan template for joomla!!! .
image1 image2 image3 image3

Биография Перова Василия Григорьевича.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882) родился в Тобольске per 01
23 декабря 1833 (4 января 1834) года. Он был внебрачным сыном барона Г.К.Криденера, просвещенного и передового для своего времени человека. Прозвище Перов, которое впоследствии стало официальной фамилией художника, было дано ему в детстве за необыкновенные успехи в каллиграфии. Побочный сын обедневшего дворянина, Перов учился сначала в провинциальной художественной школе А. В. Ступина, а потом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1853). Крайняя его бедность в годы ученичества характерна для биографии разночинца.

 

Перов - прямой наследник и продолжатель федотовской традиции, и это критика отметила сразу же, при появлении на выставках его первых произведений. В апреле 1858 года петербургская Академия художеств присудила Перову первую per 02
серебряную медаль за картину "Приезд станового на следствие" (1857). Художник выступил в защиту ее главного героя, безвинно страдающего молодого крестьянского парня, приведенного на допрос в сельский полицейский участок. Отрицательные персонажи удались Перову как нельзя лучше. Это прежде всего сам становой пристав, "старый выжига из военных, грубый и бездушный, возросший среди водки и побоев, взяточник, смотрящий на крестьян как на скот". Нетрудно, конечно, заметить, что персонажи этой картины - пока еще не столько полнокровные художественные образы, сколько социальные типажи, воплощение добрых и злых начал жизни. В целом же первая картина Перова, во многом еще не совершенная, - весьма характерное произведение начальной поры социально-критического направления русской живописи.

per 03В 1859 году Перов написал картину "Сцена на могиле". Эта картина привлекает верностью передачи эмоционального состояния персонажей: безысходного горя матери, припавшей к могильному холму у подножия креста, сдержанной печали сестры и легкой, как облачко, грусти юной вдовы, смотрящей вслед идущему мимо солдату. Перов открыл для себя еще один источник вдохновения - русский фольклор, постоянный интерес к которому сохранил затем на долгие годы.

К началу 60-х годов Перов уже окончательно обрел свою per 06
жизненную и творческую позицию. Лучшие произведения этих лет: картины "Проповедь на селе" (1861), "Сельский крестный ход на пасхе" (1861) и "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" (1862) выдвинули его на роль ведущего русского жанриста-обличителя.

 Наиболее сильной из этих картин является “Сельский крестный ход на пасху”. С крыльца избы, хватаясь рукой за столб, пытается сойти вдрызг пьяный поп; дьячок свалился на ступеньки; впереди них толпа крестьян несет иконы и хоругви. per 05
Дики их песнопения и печальна картина невежества и убогости деревенской жизни. Низкое серое небо, грязь на дороге и голые деревья — весь этот унылый пейзаж усиливает чувство беспросветной тоски. Вместе с тем картина вызывает у зрителя гневный протест. В ней резко и беспощадно звучит приговор мрачной действительности. Гротескно изобразив одутловатое лицо попа, всю его фигуру, Перов не идеализирует и крестьян, а правдиво показывает их такими, какие они есть. Обличительная, сила картины была так велика, что произведение Перова сняли с выставки.

Попав в качестве академического пенсионера в 1862 году в per 08
Париж, Перов и здесь рисует уличные сцены из жизни бедноты: “Савояр”, “Тряпичник”, “Праздник в окрестностях Парижа” и другие. Но до истечения срока командировки он возвращается на родину, считая более полезным изображать бесчисленное богатство сюжетов как в городской, так и в сельской жизни нашего отечества. В отличие от своих предшественников, рвавшихся в Италию, годами живших заграницей после истечения срока пенсионерства, художник теперь стремится на родину. Его влечет в гущу народной жизни, он полон желанием отображать жизнь своей страны.

per 10Одна из первых написанных им по возвращении картин — “Приезд  гувернантки в купеческий дом”  (1866). Он  рисует людей и грубые, жестокие нравы “темного царства”, изображавшегося Островским. Этому миру противопоставлен образ молодой девушки-учительницы, трогательный и вызывающий сочувствие. Им Перов начинает ряд образов разночинной интеллигенции в ее тяжелой жизненной доле. Это картины “Учитель рисования” (1867), “Приезд институтки к слепому отцу”  (1867) и другие. Перов продолжает свое per 12
обличение жадности, корыстолюбия и сластолюбия духовенства в картине “Монастырская трапезная”  (1865-1875) и в жутком гротескном рисунке “Смерть монаха” (другое название “Дележ наследства в монастыре”, 1868). Рисунок изображает, как в келье только что умершего монаха, у еще неостывшего трупа идет грабеж его имущества.

Во второй половине 1860-х годов в творчестве Перова одновременно с обличением все сильнее звучат ноты лирической грусти и гуманного сочувствия горю и страданию народа. Вместе с тем сама манера живописи становится более эмоциональной. Такова per 15
превосходная и выразительная картина “Проводы покойника” (1865). Художник впечатляюще передал в ней горе и сиротство крестьянской семьи, потерявшей своего кормильца. Мастерски использованы для этого и сюжетные, и живописно-композиционные приемы. Выразительна сама унылая поступь крестьянской лошади. Ритмическим повтором линий Перов достигает усиления выразительности фигур. Все это дополняется печалью зимних вечерних сумерек. Прежние картины Перова были написаны в мелкой, почти миниатюрной манере живописи с тщательной выпиской всех деталей. Еще сохраняя ее и здесь, он отходит, однако, от прежней разноцветности и разобщенности предметов. Ее заменяет стремление к их объединению и связи с пейзажем. Перов достигает этого, смягчая, как бы стушевывая, контуры фигур и ограничивая гамму близкими друг другу серо-коричневыми тонами. Развивая здесь то, что наметилось у него еще в парижских работах, он стремится таким образом передать светотень, объединяющую изображение и вносящую в него эмоциональность. Так здесь зимние сумерки как бы дают эмоциональный тон всему изображению.

Все это в еще более ясном и развитом виде выступает в per 16
Тройке”(1866). С большой силой эмоциональной выразительности показывает художник невеселое детство, тяжкую долю детей ремесленников. Изображая ребятишек, с трудом, надрываясь, тянущих тяжелую обледенелую бочку с водой, Перов не только обличает, но показывает жизненное явление, обращаясь столь же к чувствам, как и к  рассудку. Стремясь подобно Некрасову “ударить по сердцам с неведомою силой”, художник выбирает и подходящие к унылому сюжету, к бедной жизни средства выражения. Вместе с  тем он стремится к тому, чтобы не отвлекать внешней красотой от идейного содержания: он хочет сосредоточить все внимание на психологии действующих лиц.

Характерно увеличение размера картины, масштаба ее фигур: этим художник стремится создать впечатление их натуральности. С этим связан и отход от дробной тщательной деталировки фигур , от замкнутого контура в обрисовке. Мотивом снежной поземки художник стремится сильнее объединить их с пейзажем, фигура сзади уже тает в неясном полумраке вечера.

per 17Высокая эмоциональность отмечает замечательную картину — “Последний кабак у заставы”(1868). В драматизме изображения при минимуме внешнего рассказа проявляются художественные достижения Перова. Все очень просто и обыденно в этой картине. У дверей кабака стоят двое запряженных лошадьми саней; в одних видна зябко кутающаяся от ветра фигура ожидающей женщины. Сколько внутреннего содержания в этой простой сцене, какое чувство тоски вызывает убогий пейзаж городской окраины в ранние зимние сумерки с тревожной желтизной заката. Из светящихся окон словно слышен пьяный гул и, кажется, что сейчас распахнутся двери кабака. Пронизывающий ветер усиливает чувство бесприютности этой сцены, как будто происходящей где-то на краю земли. Картина показывает, в какой мере возросло уменье художника синтезировать свои образы, в частном находить общее, от изобразительного рассказа переходить к эмоциональному показу явления.per 21

В 1871-1872 гг. Перов создает выдающуюся серию: “Портрет  А.Н. Островского”, ”Портрет  А.Н. Майкова”, ”Портрет  В.И. Даля”, ”Портрет  Ф.М. Достоевского”. В этих портретах с их гладким нейтральным фоном и простотой костюмов все внимание художника сосредоточено на внутренней жизни, на психологии изображаемых людей. Перов замечательно проникает в психику изображаемых лиц и достигает глубокой содержательности в передаче их душевной жизни. Он изображает ее не только в чертах лица, но и в выразительности рук — судорожно сжатых у Достоевского и спокойно сложенных у Даля, пухлых у Островского и тонких, аристократических у Майкова. В этих портретах Перов в высокой мере правдив и объективен: он избегает всякой лести и приукрашивания изображаемых.

Это порой влекло за собой их неудовольствие. Такое неудовольствие высказал не только купец Камынин, но и Ф.М. Достоевский, в изображении которого художник не скрыл черт болезненности. На самом же деле глубокая правдивость делает портрет писателя высоко человечным.

per 22Будучи  ярко индивидуализированными, портретные образы у Перова вместе с тем очень типичны и социальны в этой своей типичности. Так в “Портрете  Камынина” перед нами характерный представитель “темного царства” замоскворецкого купечества. В портрете же Достоевского изображен интеллигент 1870-х годов, чья психика раздираема мучительными противоречиями, тяжелыми думами о судьбах страны и народа. В портретах живописное дарование Перова проявляется в своем расцвете. Художник уверенно использует живописные средства для передачи содержания. Стоит только сравнить различие изображения сходных темных одежд в ряде портретов, чтобы понять, насколько по-разному трактует их художник в зависимости от общего «звучания» изображаемого характера. “Портрет Достоевского”  может служить показателем и композиционного мастерства художника.

Одновременно с работой над портретами Перов в 1870-х годах переходит к бытовому жанру.

Картина “Птицелов” была написана Перовым в 1870 per 23
году.         Именно за это полотно мастер получил звание профессора. Художник стремился передать в своём произведении мотив обыкновенного человеческого счастья. И, видимо, удача уже улыбнулась ловцам, поскольку в левом нижнем углу полотна мы видим перевязанную тканью клетку и оставленный рядом сачок.
Как и большинство других картин Перова, “Птицелов” отличается непревзойденным качеством прорисовки элементов сюжета и высокой реалистичностью описанной ситуации. Каждая, даже самая мелкая, деталь картины имеет чёткие очертания и максимальное сходство с реальными предметами и явлениями.        
Отдельно стоит остановиться на изображении художником лиц главных персонажей, их мимики. Великое мастерство автора здесь просматривается в глубоком знании психологии человека и умении изобразить все его чувства на холсте при помощи красок. Глядя на лица изображённых  Перовым  людей, создаётся впечатление, что смотришь им прямо в душу. Это заставляет сопереживать и мысленно погрузиться в нарисованный мир. 

per 24Типичным и лучшим образцом этого жанра является картина “Охотники на привале” (1871). Жизненность сцены, типичность образов и мягкий юмор повествования сделали ее очень популярной. Художник с большим мастерством развивает бытовой сюжет. 

Перов  сам был страстным любителем охоты. Не раз в своей жизни художник видел подобные сцены, потому, как сам был участником всяких веселых баек, пересудов и небывалых рассказах об охоте со своими товарищами .
На картине три охотника с добычей, на фоне вечернего, несколько унылого пейзажа, в облачном небе еще летают птицы, чувствуется небольшой ветерок, сгущаются тучи. Тщательно прописана художником фактура предметов натюрморта, без сомнения все выглядит без задоринки живо, здесь охотничьи трофеи, метко убитый заяц, куропатки, охотничьи ружья, рожок с сетью и другая охотничья атрибутика необходимая для охоты.
Самая ярко выраженная фигура в картине "Охотники на привале" это конечно пожилой с виду охотник, страстно рассказывающий своим сотоварищам о своих явных или не совсем приключениях на охоте. Второй товарищ, средних лет, тоже опытный охотник с иронией слушает пожилого охотника, почесывает ухо, можно сказать рассказчик явно вызывает у него саркастическую усмешку своей охотничьей, очередной и неправдивой байкой и он явно не доверяет ему, но при этом послушать все равно интересно. Молодой охотник, что справа внимательно и доверчиво выслушивает  расказни старого прожженного охотника, вполне вероятно он и сам тоже, что то хочет поведать и о своей охоте на куропатку, но старик явно не per 25
дает ему и слова сказать.

Другое произведение под названием “РыболовПеров создал в 1871 году. В своей работе художник сумел передать детальную картину обычной рыбалки. В ней художник использовал естественные краски и оттенки, с помощью которых ему удалось передать сюжет максимально реалистично. Сам Перов был заядлым любителем рыбалки, поэтому он вложил в свое произведение и некоторые детали, характерные для этого процесса. На переднем плане художественного произведения Перов изображает старика, озаренного  надеждой о долгожданном улове. Он даже привстал с насиженного места, чтобы лучше разглядеть как клюет рыба на крючок его удочки.
Вокруг персонажей картины прорисован до мельчайших подробностей речной берег, поросший травой, деревьями и кустарниками. Вокруг царит необычайная гармония и тишина. Даже ветер не шевелит прибрежную траву и воду в реке, делая ее поверхность зеркально гладкой.

per 29Перов до конца дней сохраняет интерес к обличительной и сатирической тематике, она проявляется у него в рисунке “Современная идиллия” (1878), в картине “Спор о вере” (1880-1881).

Потом  Перов  все реже обращается к социальному жанру, постепенно отходя к чисто бытовому , а затем к историческому. Исторической картиной является “Суд Пугачева”, задуманный  Перовым  еще в 1873 году.per 27
 Перов изображает Пугачева свирепым разбойником, противопоставляя ему героическую фигуру старухи-помещицы, защищающей свою дочь.

В последние годы жизни художник был тяжело болен. Он умер 10 июня 1882 года, не прожив и сорока девяти лет. Вклад Перова в русское искусство, значение его творчества огромны. Один из основоположников критического реализма, он прошел весь трудный путь развития искусства от рубежа 50-60-х и до начала 80-х годов XIX века. Определяя суть его творчества, как художественного явления в истории русской культуры, В.В.Стасов писал: "Перов явился . . . прямым наследником и продолжателем Федотова... Молодой художник поднял выпавшую из рук Федотова кисть . .. начал своими картинами проповедь нового искусства. Настроение Перова было глубоко серьезное. Он мало был наклонен расплываться в красивых и сладких ощущениях. Он был полон негодования на то, что видел, его волновали до корней души целые толпы русских типов и личностей, постоянно везде стоявшие около него, его потрясали сцены и события, около которых слишком многие проходят не замечая. У него натура была одной породы с Гоголем, у него тоже были две главные ноты: юмор и трагедия ... У него и люди, и сцены, и лица, и тела были живые копии с того, что в самом деле есть на свете". 

В наши дни не ослабевает интерес к искусству Василия Григорьевича Перова, замечательного русского художника, отдавшего всю свою творческую жизнь благородной цели - пробуждать высокие чувства человеческой души.

 

                                                    

2018  Василий Григорьевич Перов   globbers joomla templates
Мастера